Хрустит сустав нижней челюсти. Что делать?

1. Что приводит к проблеме?
  2. Что такое кранио-мандибулярная дисфункция?
  3. Как лечить и к кому обратиться?
  4. Внутрисуставные инъекции и их виды
  5. Что такое БОС-лечение?
  6. Простые профилактические упражнения

Хруст в суставах нижней челюсти может быть безболезненным. Однако это не говорит об отсутствии проблемы. Посторонние звуки и болевые ощущения свидетельствуют о нарушениях челюстного сустава, симптомы которых не всегда однозначны.

Что такое кранио-мандибулярная дисфункция?

Кранио-мандибулярная дисфункция – это патологии нижнечелюстного сустава. Это не просто хруст, но и в том числе хронические и разовые боли, функциональные ограничения жевательной мускулатуры.

Дисфункция требует своевременного медицинского мониторинга, в противном случае положение пациента может ухудшиться. Когда болит и хрустит челюсть при открывании, симптомы кранио-мандибулярной дисфункции проявляются также в следующих видах:

• Болевой синдром во время активности сустава. Если возникают боли шейных и жевательных мышечных образований, можно говорить о формировании или уже развитой патологии.
  • Привести к дисфункции могут хронические процессы воспаления сустава, замедления в росте, артрит и артроз. Поэтому хруст в челюсти не становится проблемой определенного возраста: с таким недугом сталкиваются как взрослые, так и дети.
  • Нарушения в височно-нижнечелюстном суставе могут быть следствием ограничений хрящевого диска. Это неправильное положение, смещение в случае травмы или воспаления.

Как лечить и к кому обратиться?

Самостоятельно на дому избавиться от проблемы невозможно. Рассказать, почему хрустит челюсть, провести обследование и поставить точный диагноз может гнатолог совместно со стоматологом, либо с челюстно-лицевым хирургом. Только квалифицированный врач после сбора анализов и комплексного изучения может поставить точный диагноз и разработать программу лечения.

Гнатология вобрала в себя массу информации о зубочелюстной системе, а ВНЧС имеет к ней непосредственное отношение. Доктор-гнатолог знает все о жевании, строении челюстного сустава, его функциях.

Когда хрустит и болит челюсть, универсальный способ лечение – установка своеобразной суставной шины. Это специальная подкладка, которая снимает нагрузку на челюсть и тем самым дает пораженному элементу «отдохнуть» и восстановиться. Причина долгой реабилитации – постоянное напряжение в мышцах и усиление воспаления.

Если есть показания, то врач гнатолог рекомендует записаться на прием к стоматологу, чтобы была возможность восстановить правильный прикус, провести пришлифовывание зубов, чтобы устранить излишнюю нагрузку или сделать перепротезирование.

В большинстве врачи, если хрустит челюсть при жевании, ориентируются на медикаментозное лечение. Это препараты для снятия болезненных ощущений, в частности антидепрессанты, ботулин и седативные средства. Альтернативный вариант – это психотерапевтическое лечение и физиотерапевтические мероприятия: лазерная терапия, ультразвуковое воздействие, электрофорез.

Внутрисуставные инъекции и их виды

Помимо таблеток прописываются уколы. Это глюкокортикостероиды, предназначенные для лечения артритов. Лекарства препятствуют воспалению. Кроме того, внутривенное введение помогает добиться положительного эффекта уже через 2 часа.
Введение внутривенных инъекций допустимо только при наблюдении врача. Предварительно проводится удаление жидкости из сустава. При этом второй укол делается только после 2-3 недель. Медики наблюдают за состоянием пациента и реакцией организма после первой инъекции.

Что такое БОС-лечение?

Что делать, если хрустит челюсть, но не хочется принимать дорогие и нередко вредные лекарства? Поможет БОС-лечение. Это относительно новая методика, которая ориентирована на нормализацию процессов в нервной системе. Делается это посредством специального медицинского оборудования. Аппараты фиксируют спазмы в мускулатуре, слабость и перебои связок, другие изменения.

Следующий этап – анализ данных на компьютере. Программа выявляет отклонения от нормы и нормализует данные, которые в последующем «возвращаются» пациенту. Сделать это можно с помощью музыки или другого непрямого физического воздействия. Данная методика доказала эффективность при стрессе, нервном перенапряжении, что также может стать причиной хруста и боли в челюстном суставе.

Простые профилактические упражнения

При согласовании с врачом можно занять домашней профилактикой. Процедуры предполагают движения нижней челюстью вперед и назад, влево и вправо. Если больно, прикладывается теплый компресс или принимается обезболивающее средство.

Как показывает статистика, хруст челюсти, проблема с которой сталкивается более 80% людей. Интересно, что у женщин риск получить заболевание челюстного сустава в разы выше.

Консультации с гнатологами, стоматологами, хирургами, ортодонтами определят точную причину проблемы и помогут подобрать щадящую программу восстановления.